Уважаемые клиенты

Спина при вождении автомобиля

Как избежать проблем со спиной при вождении автомобиля

iStockSPINEДлительное управление автомобилем не только вызывает боли в шее и спине, но может стать причиной хронических заболеваний позвоночника. Специалисты британского Королевского автомобильного общества (RAC) установили, что многие водители постоянно сидят в неправильной позе, что приводит к перенапряжению мышц спины.

Наиболее опасна "поза банана", когда шофер сидит, наклонившись к рулю и вытянув выпрямленные ноги кпедалям. При этом создается максимальное давление на межпозвонковые диски, которое усиливается из-за тряски во время езды. Повышается и риск серьезных травм во время аварий.

Медики рекомендуют использовать жесткие сиденья, хорошо подогнанные к фигуре водителя. Не следует отодвигаться далеко от педалей. Важно правильно отрегулировать положение подголовника. Лучше использовать сиденья, обитые тканью, а не кожей или винилом. Директор Фонда RAC Эдмунд Кинг (Edmund King) отметил, что болезни позвоночника широко распространены среди таксистов, коммивояжеров и других людей, проводящих много времени за рулем. Это в значительной мере связано с тем, что водители не уделяют их профилактике должного внимания.

Главный критерий при выборе положения водительского сиденья и способах управления автомобилем – это максимальное удобство и минимум напряжения. Усилия должны быть минимальными.

Водительское сиденье. Его настраивают так, чтобы водитель мог без напряжения, свободно нажать на педаль сцепления носком левой ноги до упора, в пол. Но до упора вдавливать педаль в пол совсем не обязательно - между педалью и полом должен быть зазор ~ 5-10мм. При этом носок ноги должен быть максимально вытянут, а колено слегка согнуто.         

Очень важно найти компромисс между тем, чтобы не тянуться левой ногой, нажимая педаль сцепления, и тем, чтобы правой ноге, которая управляет поочередно двумя педалями (тормоза и газа), было не тесно. Разница даже в один сантиметр может повлиять на то, насколько комфортно будет чувствовать себя человек, управляющий автомобилем.

Наклон спины определяют, положив согнутые пальцы одной руки (какой – не важно) в верхнюю точку руля, как будто Вы «повисли» расслабленной рукой на пальцах. И если спина полностью прилегает к спинке кресла, рука должна быть полусогнута (угол приблизительно 120-130 градусов). Дорога должна хорошо просматриваться. Капот видеть не обязательно. А при включении дальней от водителя передачи, спина не должна отрываться от спинки кресла.

Садимся правильно. Садимся свободно, расслабившись. Спина полностью прилегает к спинке кресла, голова не должна касаться подголовника. Подошва левой ноги стоит на арке левого колеса, рядом с педалью сцепления (некоторые производители в больших автомобилях помещают рядом с педалью полку для ноги), пятка правой ноги стоит на коврике, на уровне педали тормоза (при маленьком размере ноги) или смещена в сторону педали сцепления. Носок правой ноги, в зависимости от ситуации, нажимает или педаль тормоза, или педаль газа. Колени расставлены, бедра лежат на сиденье. Вам должно быть удобно и комфортно, но до такой степени, чтобы иметь возможность ощущать сигналы, которые Вам подают автомобиль и дорога. Не состояние полной релаксации, а возможность чувствовать автомобиль в удобном для Вас положении. Если автомобиль в движении – руки водителя всегда на руле. Оптимальное положение, когда указательные пальцы расположены на уровне « 9 и 3 часов», чтобы можно было включить или выключить указатель поворота (стеклоочиститель) вытянутым пальцем, не отрывая рук. Большие пальцы рук – совсем не для обхвата обода руля. Руль – это инструмент управления автомобилем, а не предмет за который держатся.

Рисунок: правильное положение за рулем

drive1Чтобы избежать проблем со спиной, достаточно соблюдать довольно простые правила. Следует отказаться от слишком мягких, а также продавленных сидений. И не стоит надевать тесную одежду.

Если предстоит путешествие ранним утром, то прежде чем сесть за руль, сделайте трехминутную «автозарядку». Несколько раз обойдите свой автомобиль, протрите переднее стекло. Затем откройте и закройте крышку багажника. Это поможет вам не только размяться и окончательно проснуться, но и оценить готовность автомобиля к предстоящей поездке.

Известно, что к перенапряжению мышц шеи и спины чаще всего приводит так называемая поза банана. Когда водитель сидит, наклонившись к рулю и вытянув ноги к педалям. При этом создается нежелательное давление на межпозвоночные диски. Оно еще и усиливается при тряске во время езды.

Поэтому прежде, чем сесть за руль, следует отрегулировать сиденье. Угол, который условно образуют ноги и туловище водителя, должен составлять около 90 градусов. А спина — вплотную прилегать к спинке сиденья.

Конечно, лучше всего оснастить свой автомобиль специальным анатомическим креслом. Его можно установить в любой машине и отрегулировать для любого водителя. Независимо от его комплекции, веса или роста. Вдобавок подобное кресло при помощи специальных валиков и вибраторов обеспечивает массаж.

Разнообразные автомобильные массажеры — тоже весьма полезный автоаксессуар. В частности, накидки на сиденья из деревянных шариков неплохо справляются со снижением нагрузки на позвоночник. Их лишь следует хорошенько закрепить на сиденье. При этом шарики в накидках должны располагаться так, чтобы водитель не мог сползти вниз.

Можно использовать электрические массажеры. Они похожи на коврик для сиденья и выглядят достаточно привлекательно. Правда, цена их на порядок выше.

Рисунок: неправильное положение за рулем

drive2Кроме самого сиденья, важно обратить внимание на подголовник. Его нужно отрегулировать так, чтобы верхняя часть находилась на уровне затылка или ушей водителя.

Большое значение имеет то, как близко к рулю мы сидим. Если выбрана слишком близкая посадка, то мышцы спины без опоры быстро устанут. При удаленной посадке быстрее устанут мышцы рук, ног и спины. При этом нагрузка на них возрастет, так как придется рулить вытянутыми руками.

Очень вредно пользоваться подлокотниками или опираться локтем о стекло открытого окна.

Поскольку боковое смещение приводит к стойким деформациям в поясничном отделе позвоночника.

Сегодня сиденья большинства современных автомобилей оснащены множеством дополнительных возможностей изменения положения. Так, подушки сиденья меняются по высоте, глубине наклона. Положения спинки регулируются для поясничной и боковой поддержки.

Очень важно во время движения не напрягать спину, стараться не наклонять голову вперед. Если поездка дальняя, то разумно через каждые 2—3 часа останавливаться и выходить из автомобиля.

Можно сделать несколько глубоких вдохов, потянуться. Неплохо выполнить несколько наклонов вперед. При этом следует полностью расслабить все мышцы и свободно свесить руки. Полезно сделать повороты туловища, наклоны в сторону и приседания — по 7—8 раз.

При стоянии в пробке тоже следует немного размяться. Постарайтесь несколько раз напрячь и расслабить ягодичные мышцы, прогнуть спину, подвигаться.

Приведем небольшой гимнастический комплекс с элементами самомассажа специально разработанный для автомобилистов. Упражнения легко выполнять в пробках - пусть время в ожидании "зеленого" света не будет для вас тягостным, а. наоборот, станет приятным. Благодаря этим упражнениям можно не имея специальных приспособлений и тренажеров обеспечить достаточной физической нагрузкой мышцы спины и брюшного пресса, во многом ответственных за состояние здоровья нашего позвоночника.

1. Потрите кисти рук, словно намыливаете их.
2. Тщательно разомните каждый палец руки.
3. Кистями обеих рук энергично потрите плечи, заднюю поверхность шеи.
4. Выполните 5-6 прогибов туловища назад с запрокидыванием головы.
5. 7 -10 раз выполните наклоны туловища в стороны.
6. Максимально откиньтесь назад, а затем примете строго вертикальное положение, подняв подбородок, опустив плечи вниз, и прогнуться назад, пытаясь свести лопатки вместе. Почувствуйте, как напрягаются мышцы спины. Удерживайте такое положение несколько минут. Обычно вначале занятий удержать его более 1 - 2 минут не удается, но со временем Вы сможете удерживать его значительно дольше.
7. Положите ладони на затылок и оказывайте на него давления, опуская плечи вниз
8. Сделайте 5-7 наклонов головы в стороны.
9. Напрягите мышцы живота и удерживайте их в таком положении 30 секунд, затем расслабьтесь. Повторите 5 -10 раз.
10. Сделайте по 5 - 8 наклонов туловища из стороны в сторону.
11. Напрягите мышцы ягодиц и удерживайте напряжение 30 секунд, затем расслабьтесь. Повторите 5 - 10 раз.
12. Выполните движения в голеностопном суставе, словно пытаетесь встать на носки, а затем возвращаясь в исходное положение.

При возможности во время остановок выйдите из машины, походите, сделайте несколько глубоких приседаний, махов ногами. А во время поездки следите за своей осанкой и время от времени выпрямляйте спину, разгибая и отводя назад плечи.

Соблюдение этих простых рекомендаций поможет сохранить здоровье позвоночнику, послужит прекрасной профилактикой заболеваниям суставов, придаст чувство бодрости, снимет усталость и напряжение.